Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Униженные и оскорбленные» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Арестова Елена Вячеславовна
 
Униженные и всеми отринутые парии общества.
Ф.М. Достоевский 
Звучит музыка 
- Можете ли вы определить настроение сегодняшнего урока, его мелодию? 
Тема, эпиграф
Парии – отверженные, бесправные, угнетенные существа. 
- Но прежде чем говорить об «униженных и оскорбленных», необходимо вспомнить, что героем романа является и Петербург.
Мы много говорили, изучая произведения Пушкина, Гоголя, о нашем городе. На прошлом уроке мы посмотрели Петербург глазами  Достоевского. Давайте вспомним основные моменты. 
- Каким изображен в романе Петербург?
- Какие районы привлекают Достоевского?
- Где живут герои романа?
- Каким приемом пользуется автор, описывая Петербург? ( контраст )
- Итак, какой же Петербург Достоевского?
( Город контрастов: «униженные и оскорбленные» и «сильные мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть мечта о счастливом городе. Но это мечта – а город-это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город – убийца порождает людей – убийц).
 
- Именно на фоне такого города показана судьба мелкого чиновника Мармеладова.
Один из исследователей творчества Достоевского В. Кирпотин писал: «Все, что несет беззащитному большинству существующий  порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых – фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества и как «сладок» этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским.»
 
- Какие ассоциации возникают при произнесении фамилии Мармеладов?
Его имя Семен Захарыч. В православном церковном календаре имя библейского пророка Захария означает «память Господня». В отчестве, возможно, скрыт намек на религиозность героя.
 
В городской пейзаж входят «распивочные» и трактиры. Раскольников спускается с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж.
 
Чтение фрагмента: «Из дверей как раз…» до слов «от одного этого воздуха…» (1 часть, 2 глава)
 
- Эта распивочная – мир «пьяненького» чиновника Мармеладова. В винном запахе, под смех и ругань пьяниц, рассказывает он Раскольникову свою скорбную повесть.
 
Прослушивание записи
 
- Повесть Мармеладова перебивают звуки шарманки и «детский надтреснутый семилетний голосок», поющий «Хуторок». Шарманка усиливает рассказ о Христе, принимающем пьяненьких в царствие свое.
 
- Каков портрет Мармеладова?
- Каково первое впечатление от Мармеладова и как оно меняется в процессе его исповеди перед Раскольниковым? Достоин ли такой герой сострадания? (Это уже не «забавник», «увеселяющий» публику, а страдающий человек)
- В каких словах звучит его трагедия? ( «Некуда идти человеку, а ведь надобно…» )
В исповеди говорится и о том, кто виноват в безвыходном положении его семьи.
Он понимает, что честным трудом не спастись от гибели, но одновременно сознает и свою вину. Писатель заставляет пожалеть страдающего героя, потому что он не потерял способность любить и жертвовать. Он остался человеком.
 
Мармеладов не первый в русской литературе «маленький человек». Вспомните пушкинского Самсона Вырина или гоголевского Акакия Акакиевича.
 
Презентация
 
- В презентации нет Мармеладова. Отличается ли этот герой от названных? Если да, то чем герой Достоевского отличается от этих героев? (Его душевное состояние намного сложнее и тоньше, чем у литературных предшественников. Им не свойственны попытки самоанализа, которые предпринимает герой Достоевского. Он осознает деградацию собственной личности. В исповеди Раскольникову он говорит не только о том. Как человек гибнет от бедности, но и о том, что он духовно опустошается, начинает презирать самого себя и не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что бы удержало его от распада личности. Мармеладов презирает себя.)
 
Домашнее задание: подготовить следующий слайд к нашей презентации.
 
- Зачем нужна идее романа встреча Раскольникого с Мармеладовым? ( В трактирной сцене разговора с Мармеладовым звучат два мотива: безысходность человеческого горя и бесплодность жертвы (Сони)).
 
- Кроме Мармеладова, мы можем говорить как об «униженной и оскорбленной» Катерине Ивановне. Как появляется в романе Катерина Ивановна?
- Имя «Катерина» символично.
В образе Катерины Ивановны нашли отражение многие черты характера Марии Дмитриевны Исаевой, первой жены Достоевского, умершей рано, как и героиня романа, от чахотки.
Достоевский не случайно называет жену Мармеладова именем «Катерина». Подбирая имена своим героям, Достоевский следовал глубоко укоренившейся традиции. Когда, благодаря употреблению при крещении преимущественно греческих имен, их объяснение привыкли искать в православных церковных календарях.
- Что же обозначает имя «Екатерина»? ( в переводе с греческого означает «всегда чистая». Действительно, Катерина Ивановна гордится своим образованием, воспитанием, своей «чистотой».Соня, защищая К. И. от несправедливых обвинений Раскольникова, раскрывает семантику ее имени: «Она справедливости ищет… Она чистая.» )
 
- В чем же ее чистота?
- Вспомните, как фамилия хозяйки, у которой жили Мармеладовы? (фамилия немецкая – Липпевехзель)
- Что можно сказать? (хозяйки чаще всего были немками – аккуратные, требовательные, жесткие. В Петербурге из переписи населения 1869 года видно, что немцы были самой большой инородной прослойкой населения столицы – из 667207 человек жителей Петербурга немцев – 46498 человек. Достоевский обыгрывает фамилию хозяйки, делая нелепое сочетание из двух совершенно разных слов: Липпе – губа и вексель. То есть все под контролем, по правилам; Мармеладовы живут под гнетом этой хозяйки.)
 
- Кто виноват в такой судьбе героев? ( социальные обстоятельства )
Достоевский, описывая своих героев, рассказывая об их судьбах, показывает двойственность героев. Ваша задача сейчас в мини-сочинении сделать вывод о судьбах героев, обобщить все, что мы с вами нашли, не забывая о психологической раздвоенности героев.
 
( Мармеладов внешне «смешон», «забавник», но внутренне трагичен; ему некуда больше идти; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорва-а-лась!» Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Катерина Ивановна, - это образ Сони.)
 
- Говорят, судьбы детей – это показатель состояния общества. Достоевский вводит в роман сцены, где героями становятся дети.
 
Чтение отрывка о пьяной девочке
 
- Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
- Как вы думаете. Почему самое страшное – это судьбы детей, искалеченные этим миром?
- На краю пропасти дети Мармеладова. Какой могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
Вывод: судьбы детей – это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей – это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
- Каково значение всех этих встреч в романе? ( все они усугубляют состояние Раскольникова.)
 
Одной из страшных сцен романа является сцена смерти Мармеладова.
 
Чтение отрывка
 
Обобщение:
- Почему жизнь в Петербурге как бы «выплескивается» на улицы города?
- В чем особенность уличных сцен?
- Как реагируют на происходящее окружающие люди?
- Есть ли героям выход или действительно «Некуда идти»?
 
Выводы:
- Встреча Раскольникова с Мармеладовым усиливает атмосферу безысходности;
- В любви к детям раскрывается гуманизм Раскольникова. Их страдания зовут его на бунт;
- Идея покорного (Мармеладова) и бунтующего страдания как прелюдия к основной идее романа.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»